МБОУ"Безымянская ООШ№28"
д.Безымянка
  • Аттестация педагогических работников

    Аттестация  педагогов – комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений, проводится 1 раз в 5 лет.

    Аттестации педагогов может быть двух видов: 

    обязательная (на соответствие занимаемой должности, которая проводится аттестационной комиссией, сформированной в образовательной организации);

    добровольная (на первую и высшую квалификационные категории, проводится по желанию педагога аттестационной комиссией, сформированной Центром оценки и контроля качества образования, и носит заявительный характер).

    Аттестации с целью установления квалификационной категории проводятся в одной из двух форм:

    Существует два вида аттестации, которую проходят педагоги: добровольная и обязательная.

    Добровольная аттестация проводится, чтобы повысить или подтвердить квалификационную категорию педагога. Обязательная аттестация преследует цель определить, соответствует ли педагогический работник занимаемой должности.

     Добровольная аттестация

     Если работник сам выступает с инициативой повысить свой разряд и обращается с соответствующим заявлением, то речь идет о добровольной аттестации или аттестации с целью установления квалификационной категории. На получение первого разряда могут претендовать преподаватели без категории и преподаватели с первой категорией, которым пора проходить следующую аттестацию. На высший разряд могут подавать педагоги, которые получили первую категорию, если с момента ее присвоения прошло два года. Также на высшую категорию вправе подать педагоги с высшей категорией, которым необходимо подтвердить свою квалификацию. И первая, и высшая квалификационная категория присваивается на пять лет и не подлежит продлению.

     Обязательная аттестация

     Она проводится один раз в пять лет. От прохождения аттестации освобождаются беременные женщины и педагоги, которые имеют квалификационную категорию. Также не обязаны проходить аттестацию преподаватели, которые работают в педагогической сфере не более двух лет. Что касается женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, и в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, то аттестацию им можно провести не раньше чем через два года после того, как они вышли из указанных отпусков. Если педагог по болезни отсутствовал на работе больше четырех месяцев подряд, то его можно аттестовать не раньше чем через год после его выхода на работу (п. 22 Порядка). 

    Порядок аттестации педагогических работников

     Обязательную аттестацию проводит аттестационная комиссия, которую формирует сама образовательная организация (п. 5 Порядка). Руководитель своим приказом утверждает состав аттестационной комиссии. В нее входят: председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии и представитель выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии). Затем работодатель составляет список педагогов, которые подлежат аттестации. Туда включают не только основных работников, но и педагогов-совместителей. С этим списком сотрудников нужно ознакомить под подпись не менее, чем за 30 календарных дней до аттестации. После этого на каждого педагогического работника работодатель готовит представление, где дается оценка его профессиональных и деловых качеств, отражаются результаты предыдущих аттестаций и т. д. С представлением работника также нужно ознакомить за 30 дней до аттестации. В назначенный день проводится заседание аттестационной комиссии. Чтобы оно было правомочным, необходимо присутствие не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии (абз. 2 п. 13 Порядка). Аттестация проводится с участием аттестуемого работника (абз. 1 п. 13 Порядка).

     Добровольную аттестацию проводит соответствующая аттестационная комиссия. Какая? Это зависит от подведомственности образовательной организации. Если она подведомственна федеральным органам исполнительной власти, то педагог подает заявление в комиссию, сформированную федеральными органами исполнительной власти. Если организация находится в ведении субъекта РФ, муниципалитета или является частной, то преподаватель обращается с заявлением в комиссии, которые формируют уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ. В заявлении педработник указывает квалификационную категорию и должность, по которой хочет пройти аттестацию (п. 28 Порядка). Комиссия проверят заявление, и определяет срок проведения аттестации. При этом учитывается период действия ранее установленной квалификационной категории (пп. "а" п. 32 Порядка). В течение 30 календарных дней со дня получения заявления аттестационная комиссия направляет письменное уведомление педработнику о сроке и месте проведения аттестации. Продолжительность самой аттестации от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней (п. 33 Порядка). В случае с добровольной аттестацией педагогический работник может, но не обязан присутствовать на заседании комиссии. Если его нет, то аттестацию проводят в его отсутствие. 

    О НОВОМ ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

    Действующий Порядок проведения аттестации педагогических работников, утверждённый приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» утрачивает силу 01.09.2023.

    Новый Порядок утверждён  приказом Минпросвещения России от 24.03.2023 № 196  «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». 

    Новый Порядок вступает в силу 1 сентября 2023 года, таким образом, педагогические работники, которые будут проходить аттестацию в 2023 — 2024 учебном году, уже с сентября будут проходить её в соответствии с новым Порядком.

    Принципиальных изменений в аттестации на соответствие занимаемой должности, а также на первую и высшую квалификационные категории, нет. При этом появились две новые квалификационные категории: «педагог-методист» и  «педагог-наставник».

    Важно!  Квалификационные категории, полученные  педагогами   до 1 сентября 2023 года,   сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

    Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

    Что нового в данной процедуре?

    Внесли уточнения по составу аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя из числа работников организации и состоит  не менее чем из 5 человек , в том числе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов аттестационной комиссии организации.

    В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, а при отсутствии такового — иного представительного органа (представителя) работников организации.  Руководитель организации в состав аттестационной комиссии организации не входит.  

    Отдельно обратим внимание, что теперь однозначно указано — сведения об аттестации педагогического работника, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в трудовую книжку и (или) в сведения о трудовой деятельности не вносятся. Все остальные процедурные моменты остались без изменений.

    Аттестация педагогических работников в целях установления первой и высшей квалификационной категории.

    Отметим, аттестация педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории  проводится по их желанию Что изменилось?

    Заявления на  высшую квалификационную категорию подаются педагогическими работниками, имеющими (имевшими) по одной из должностей первую или высшую квалификационную категорию (было: если аттестация будет проводиться впервые, то не ранее чем через два года после установления по   этой должности первой квалификационной категории,).

    Есть изменения в части подачи документов. В пункте 27 Порядка появилась новая форма подачи документов через ЕПГУ. Аттестация педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационных категорий проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направленных в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — ЕПГУ), либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг, интегрированных с ЕПГУ.

    Для педагогических работников появилась возможность дополнительно направить в аттестационную комиссию документы к ранее направленным. Педагогические работники имеют право  не позднее чем за 5 рабочих дней до проведения заседания аттестационной комиссии направлять в аттестационную комиссию дополнительные сведения , характеризующие их профессиональную деятельность.

    Непосредственно в самой процедуре никаких изменений нет. Законодатель явно указал, что решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения и  является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников .

    На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников органы исполнительной власти издают соответствующие распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой квалификационной категории, высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».

    На основании указанных распорядительных актов работодатели вносят соответствующие записи в трудовые книжки педагогических работников и (или) в сведения об их трудовой деятельности.

    Квалификационные категории (первая, высшая), установленные педагогическим работникам, сохраняются при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, а также являются основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников.

    Не претерпели принципиальных изменений и требования к квалификационным категориям, но теперь они называются показателями.

    Вместе с тем в новом Порядке аттестации имеются изменения, в том числе существенные. Теперь  сроки действия квалификационных категорий   не устанавливаются  (было: на 5 лет без  продления).

    Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник».

    Аттестация на указанные квалификационные категории ранее не проводилась, поэтому здесь всё абсолютно новое. Надо сразу отметить, что на данные квалификационные категории могут претендовать только педагогические работники, которые имеют действующую высшую квалификационную категорию.

    Если на первую и высшую квалификационную категорию работник самостоятельно подаёт документы (ничего не требуется от работодателя), то для аттестации на квалификационную категорию «педагог-методист» или «педагог-наставник» потребуется ходатайство работодателя в аттестационную комиссию. Ходатайство работодателя формируется на основе решения педагогического совета образовательной организации (иного коллегиального органа управления образовательной организации), на котором рассматривалась деятельность педагогического работника, осуществляющего методическую работу или наставничество, согласованного с выборным органом соответствующей первичной профсоюзной организации, а в отсутствие такового — с иным представительным органом (представителем) работников организации.

    Какие показатели деятельности установлены для указанных категорий?

    Квалификационная категория «педагог-методист» устанавливается  педагогическим работникам на основе следующих показателей деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности:

    • руководства методическим объединением педагогических работников образовательной организации и активного участия в методической работе образовательной организации;
    • руководства разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе методического сопровождения реализации инновационных образовательных программ и проектов в образовательной организации;
    • методической поддержки педагогических работников образовательной организации при подготовке к участию в профессиональных конкурсах;
    • участия в методической поддержке (сопровождении) педагогических работников образовательной организации, направленной на их профессиональное развитие, преодоление профессиональных дефицитов;
    • передачи опыта по применению в образовательной организации авторских учебных и (или) учебно-методических разработок.

    Квалификационная категория «педагог-наставник» устанавливается  педагогическим работникам на основе следующих показателей деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности:

    • руководства практической подготовкой студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования;
    • наставничества в отношении педагогических работников образовательной организации, активного сопровождения их профессионального развития в образовательной организации;
    • содействия в подготовке педагогических работников, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства;
    • распространения авторских подходов и методических разработок в области наставнической деятельности в образовательной организации.

    С точки зрения процедуры аттестация на указанные квалификационные категории ничем не отличается.

    Отметим, что законодатель закрепил норму: решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения и является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников за наличие квалификационных категорий «педагог-методист», «педагог-наставник» при условии выполнения дополнительных обязанностей, связанных с методической работой или наставнической деятельностью.

    На основании решений аттестационных комиссий органы исполнительной власти издают соответствующие распорядительные акты об установлении квалификационной категории «педагог-методист», квалификационной категории «педагог-наставник», которые в обязательном порядке размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».

    На основании указанных распорядительных актов работодатели вносят соответствующие записи в трудовые книжки педагогических работников и (или) в сведения об их трудовой деятельности. Квалификационные категории («педагог-методист», «педагог-наставник»), установленные педагогическим работникам, сохраняются при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

    Важно!  Согласно новому Порядку аттестации, проведение  аттестации педагогических работников, имеющих  государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, либо являющихся призерами конкурсов профессионального мастерства педагогических работников, в целях установления первой или высшей квалификационной категории  осуществляется на основе сведений, подтверждающих наличие у них  званий, знаков отличия, сведений о награждениях за участие в профессиональных конкурсах;  а при аттестации педагогических работников,  участвующих в реализации программ спортивной подготовки , учитываются государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия, полученные за достижения в спортивной подготовке лиц, ее проходящих, а также результаты конкурсов профессионального мастерства (в прежнем Порядке аттестации такого положения не было).

    Аттестация руководителей образовательных организаций

    Аттестация директоров школ проводится в трех ситуациях. Во-первых, — при трудоустройстве для проверки знаний соискателя. Во-вторых, — для оценки директора на соответствие должности в первый год работы. В-третьих, — не менее одного раза в 5 лет в рамках квалификационной проверки. В статье мы рассмотрим все аспекты аттестации и расскажем действующим и потенциальным руководителям образовательных учреждений, как к ней подготовиться.

    Аттестация — это обязательная процедура для всех директоров школ. С одной стороны она помогает учредителю образовательного учреждения выбрать оптимального кандидата на должность руководителя и периодически проверять правильность своего выбора. С другой стороны — аттестация способствует профессиональному росту директора — ему необходимо разбираться в новых технологиях, следить за финансовой деятельностью учебного заведения и знать последние изменения в сфере законодательства.

    Аттестационные комиссии предъявляют руководителям целый ряд требований. Ведь они должны уметь работать и общаться с представителями разных социальных групп:

    • детьми и родителями,
    • педагогами разных возрастов и квалификации,
    • представителями надзорных органов,
    • чиновниками районных, городских и областных властей.

    Когда проводится аттестация директоров школ

    1. Аттестация при трудоустройстве. При приеме на работу соискатель должен доказать аттестационной комиссии, что отвечает профессиональным требованиям, предъявляемым к должности директора школы. Эти требования жестко регламентированы и описаны в профессиональных стандартах, квалификационных справочниках. Там указано, каким должен быть уровень образования, специализация, трудовой стаж, опыт работ, навыки и умения.
    2. Аттестация в первый год работы. В первый год работы руководителю школы предстоит закрепить свой профессиональный статус, и пройти повторную проверку - на соответствие, которая подтвердит квалификацию.
    3. Квалификационная аттестация. Проводится не менее одного раза в 5 лет. Считается, что это мотивирует  директоров к профессиональному развитию, повышению уровня знаний, развития навыков и умений.

    Кто может быть освобожден от аттестации

    Есть ряд причин, по которым руководителей образовательных учреждений могут освободить от прохождения обязательной аттестации. Кто может быть освобожден:

    • беременные, а также женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Проводить их аттестацию допустимо только через год после выхода из декретного отпуска.
    • назначенные на должность руководителя решением Президента Россисйкой Федерации или федерального Правительства РФ.
    • руководители, отработавшие в должности директора менее одного года.

    Как проходит аттестация на должность директора школы

    Учредитель образовательного учреждения самостоятельно определяет порядок проведения аттестации. К примеру, Министерство Просвещения, Правительство, Минкульт и региональные органы управления образования могут разработать отличающиеся друг от друга регламенты. Но все как один обязаны издать документ, в котором прописаны все этапы и процедуры аттестации.

    Типовые этапы аттестации:

    • Формирование аттестационной комиссии.
    • Отбор кандидатов на должность директора из коллектива педагогов образовательного учреждения, либо из действующих руководителей школ.
    • Составление перечня вопросов для тестирования и определение графика мероприятий по аттестации.
    • Комиссия получает полный объем информации о предстоящей аттестации, а соискателя или директора уведомляют о готовящейся проверке за неделю.
    • Кандидата на должность директора или действующего руководителя заранее извещают о предстоящем собеседовании. Не позже, чем за месяц директор должен ознакомиться с приказом о проведении аттестации и самой процедурой, а соискатель — не позже, чем за 14 дней.
    • Тестирование. Включает в себя несколько десятков вопросов — обычно их не более 50. От этого этапа освобождаются победители конкурсов федерального уровня. 
    • Собеседование.

    Кандидатам запрещается пропускать аттестационные мероприятия без уважительной причины, подтвержденной документально. Это может повлечь за собой дисциплинарное взыскание. О невозможности явиться на аттестацию действующий директор должен сообщить не позже, чем за три дня до назначенной даты.

    По итогам аттестации члены комиссии формируют экспертное мнение и оформляют его в формате справки. Этот документ является основанием для принятия решения. Если аттестация пройдена успешна, кандидата можно назначать на должность или включать в кадровый резерв, если действующий руководитель еще не покинул свой пост.

    Список необходимых документов для аттестации

    Из-за того, что учредитель самостоятельно регламентирует порядок проведения аттестации, перечень документов для нее может отличаться. В ряде случаев требуется представить:

    • два заявления о согласии на прохождение аттестации и на работу с персональной информацией.
    • отчет о годовой работе вместе с выпиской из решения о его рассмотрении.
    • отзыв, составляемый и подписываемый куратором школы. В этой роли чаще всего выступает замначальника муниципального управления образования. Отзыв включает информацию о руководителе школы, его профессиональные и личные характеристики, данные о самом учреждении образования, выявленных ошибках и причинах их возникновения.

    Аттестационной комиссии могут понадобиться документы сверх описанного перечня. Задача директора — предоставить их в полном объеме в установленный для этого срок. Иначе есть риск срыва аттестации.
    Почти во всех субъектах страны документы принимаются в электронном виде.

    Для соискателей список документов совсем иной:

    • документ об образовании,
    • трудовая книжка/иной документ, подтверждающий опыт и стаж,
    • документ о повышении квалификации (при наличии).
    • итоги предыдущей аттестации (при наличии),
    • иные важные материалы (на усмотрение соискателя).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie